Старение населения ухудшает ситуацию с государственными финансами развивающихся стран и ведет к росту госдолга, показало исследование Standard & Poor’s (S&P). В агентстве проанализировали демографическую ситуацию и бюджеты 58 стран, в основе исследования положены долгосрочные прогнозы МВФ, ОЭСР и Еврокомиссии по экономическому росту, демографии и размеру долгов.
Из-за старения населения и ухудшения вследствие этого бюджетной ситуации число стран с инвестиционным рейтингом будет сокращаться: более 14 стран из 58 рискуют к 2050 г. переместиться в спекулятивную категорию, пишет S&P, инвесторам же придется искать активы более высокого качества, чем гособлигации.
При сохранении существующей политики к 2050 г. средний размер госдолга (медианное значение) развивающихся стран вырастет с 42 до 136% ВВП, прогнозирует S&P, а в развитых странах – до 134%, поскольку в дальнейшем процентные платежи по долгу, с помощью которого правительства будут вынуждены финансировать увеличивающийся бюджетный дефицит, начнут расти как снежный ком. В шести странах – Бразилии, Китае, Японии, России, Саудовской Аравии и США – ситуация с ростом долга будет особенно сложной, у каждой из них чистый долг превысит 250% ВВП. У России доля чистого госдолга вырастет с 18% ВВП в 2020 г. до 262% в 2050 г.
В исследовании предполагается, что население России при этом сократится со 143,5 млн человек в 2015 г. до 128,6 к 2050 г. А расходы, связанные с обслуживанием пожилого населения, к середине века вырастут в России до 19,1% с нынешних 13,1% ВВП, ожидает S&P.
Сейчас на эти цели развивающиеся страны тратят 7,8% ВВП, БРИКС - 9,5% ВВП, а развитые страны – 16,7% ВВП.
Из-за старения населения правительствам развивающихся стран приходится увеличивать социальные расходы и расширять доступ к медицинскому обслуживанию, но за это приходится платить работающему населению, которое сокращается, отмечают аналитики S&P. Из развивающихся стран самое существенное наращивание расходов на медицинское обслуживание предстоит осуществить Бразилии, Индии и Турции, считают в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Пока развитые страны тратят на медицинское обслуживание на порядок больше, чем развивающиеся страны: например, в Японии эти расходы составляют $88 млрд, тогда как в Турции — всего $7 млрд (данные ОЭСР).
В ближайшие несколько десятилетий самый заметный рост отношения количества пожилых людей к работающим будет отмечаться именно на развивающихся рынках. К 2050 г. в Бразилии это отношение утроится до 36,6%, в Индии вырастет более чем вдвое до 20,5%, в России – в 1,8 раза до 34,1%.
Траекторию бюджетных расходов, которая определяется демографическими трендами, нужно менять не только в развитых, но и развивающихся странах, поскольку это ухудшает ситуацию в суверенных финансах, отмечает аналитик S&P Марко Мрсник.
В мае МВФ уже предупреждал о растущей нагрузке на бюджеты стран в связи с сокращением численности работающего населения и ростом числа пожилых иждивенцев. Если не менять политику, доля расходов ВВП, связанная с расходами на пожилое население, может вырасти до такого уровня, что ситуация станет неуправляемой, считают в МВФ.
Пока демографическая ситуация не стала фактором принятия инвестиционных решений, убежден Кэвин Дэли, управляющий Aberdeen Asset Management: «Это станет риском в среднесрочной и долгосрочной перспективе, сейчас этот фактор в цены не закладывается». Среди краткосрочных рисков, которые больше всего беспокоят инвесторов, — вероятность импичмента в Бразилии или изменения в политике Турции, сказал он Financial Times.
S&P анализирует влияние демографической ситуации на долговой профиль стран начиная с 2002 г., предыдущее исследование выходило три года назад. Правительства развитых стран начали думать, как решать проблему быстрого роста долгов и перекосов в системе пенсионного обеспечения и здравоохранения после кризиса 2008 г., говорилось в предыдущем исследовании S&P. Но неустойчивый экономический рост в развитых экономиках затруднил решение этих проблем для правительств, нужны дальнейшие меры в этом направлении, считает Мрсник.